Легендарный гонщик «Формулы-1» Айртон Сенна не раз говорил: «В гонках выигрывает не тот, кто быстрее разгоняется, а тот, кто позже начинает тормозить». Действительно, автомобиль давно перестал быть роскошью. Растет мощность двигателей, совершенствуются характеристики подвески и, как следствие, растут скорости. Но вместе с тем важно помнить, что достоинство любого автомобиля – в его безопасности.
Весна для большинства автовладельцев – долгожданная пора. Порядком надоевшие за зиму прогревы двигателя, чистка машины от снега, а стекол – от корки льда, неторопливая езда и медленные старты. После суровых зимних тестов весна − как глоток чистого горного воздуха. Время, когда больше не надо отплясывать чечетку перед автомобилем в надежде завести промерзший двигатель. Время, когда пришла пора заменить зимнюю резину на летнюю, параллельно предаваясь сладостным мечтам об отпуске. И наконец, время, когда имеет смысл проверить тормоза.
Термин «тормоз» в переводе с греческого означает проем для гвоздя, замедляющего вращение колеса.
Главное – вовремя остановится
Одним из показателей надежности автомобиля является работа тормозной системы автомобиля, которая приводится в действие нажатием на педаль тормоза. В большинстве случаев, тормозные системы подразделяются на несколько видов, в зависимости от типа привода: механический, гидравлический, пневматический или комбинированный.
Большинство автовладельцев придерживаются мнения, что основной расходный элемент тормозных механизмов – это колодки, менять которые необходимо после 40–70 тысяч километров пробега в зависимости от типа колодок и интенсивности эксплуатации. Однако мало кто задумывается о том, что тормозные диски требуют более пристального внимания и изнашиваются гораздо быстрее. К тому же российские дороги – довольно сложное испытание для автомобилей. Кроме того, важно помнить, что температуры, возникающие при трении между тормозными колодками и колесными дисками, в условиях интенсивного передвижения в городском потоке обычно не превышают 370 градусов, тогда как при движении по трассе, спортивной езде или участии в гонках температура составляет порядка 480-650 градусов. Отсюда совет: подбирать колодки необходимо в зависимости от стиля вождения. Не стоит приобретать спортивные колодки только из-за того, что вы любите быструю езду и считаете себя «крутым парнем». Подавляющее большинство гоночных колодок нуждается в предварительном «разогреве» и не будут эффективно работать при обычных температурах, а это чревато аварийной ситуацией при штатной езде. Однако помимо износа, тормозные диски могут быть повреждены в, казалось бы, безобидных ситуациях. К примеру, если после длительного торможения въехать в лужу, велика вероятность температурной деформации диска, которую водитель будет ощущать по вибрациям на педали тормоза. Диск могут повредить вышедший из строя суппорт или несвоевременная замена колодок. Утративший форму диск резко снижает эффективность торможения и может стать причиной аварии.
Первые тормозные системы применялись ещё на гужевом транспорте. Первые механизмы тормозили колесо посредством системы рычагов. С тех пор тормозной механизм прошел серьёзную эволюцию. Наибольшее развитие в разработке тормозных систем произошло с появлением автомобиля.
Если во время движения по трассе, при торможении появилось неприятное биение на руле и тормозной педали - это первый тревожный звонок о том, что следует провести проточку дисков.
На вершине технологий
Важно помнить, что диагностика тормозной системы проводится как минимум два раза в год или при необходимости, особенно если во время торможения появился характерный стук, протечка тормозной жидкости, вибрация тормозной педали при торможении. Для проведения ремонта тормозной системы одними научными книжками не обойтись и лучше не откладывать визит к автомеханику в долгий ящик. Ведь проточка тормозных дисков и замена колодок – процесс длительный, и от результата операции по большей части зависит безопасность автовладельца. Так, с недавнего времени в списке услуг большинства автотехцентров появилось такое предложение, как проточка тормозных дисков – весьма быстрый, надежный и удобный способ устранить недостатки тормозных дисков. Лучший способ – это когда обработка дисков производится непосредственно на автомобиле, при этом убирается не только деформация диска, но и компенсируeтся биение ступицы. И проблема, которая, казалось бы, могла привести к крупным финансовым потерям, решается быстро и без замен деталей, а безопасность и управляемость автомобиля на дороге повышается в разы. После проведения подобных манипуляций, необходимо немного прокачать тормоза, доливая тормозную жидкость в бачок и интенсивно нажимая педаль тормоза. Если жидкость стабильно держится на уровне, можно смело одевать колеса и делать пробный выезд. При этом важно помнить, что первые торможения будут весьма неэффективными, а потому не стоит разгоняться в полную силу. Очень скоро колодки притрутся, и процесс остановки придет в норму.
Для проведения ремонта тормозной системы одними научными книжками не обойтись и лучше не откладывать визит к автомеханику в долгий ящик. Специалисты автосервиса не только проведут диагностику и в кратчайшие сроки произведут работы по устранению выявленных дефектов, но также дадут рекомендации по выбору оптимальной смазки. Важно помнить, что тормозной суппорт располагается в нижней части автомобиля и, помимо высочайших температурных нагрузок при трении, постоянно подвергается химическому воздействию дорожной грязи и соли. Как минимум, по одному из этих критериев – температурному режиму – смазка типа «Литол» или «Графитная» не справится и со временем вытечет, так как при высоких температурах становится слишком жидкой. На сегодняшний день есть много специализированных смазок и именно их нужно использовать.
Важно помнить, что тормозная система не терпит поверхностного осмотра, лучше всего проверку производить на тормозном стенде, который определит тормозное усилие, параллельность срабатывания сторон, овальность, эффективность ручного тормоза. Ну и главное не забывать один раз в два года полностью менять, т.к. тормозная жидкость сильно впитывает влагу, поэтому снижается температура кипения и как следствие «провал» в тормозах при экстренных торможениях. Проверить эффективность тормозов на диагностическом стенде «Sherpa», уровень влаги в тормозной жидкости, проточить диски, отремонтировать направляющие суппорта и многое другое Вы можете в нашем автоцентре.
Не тормози
При долговременном пользовании тормозами возникает перегрев диска, и тогда может возникнуть его коробление, а движение по лужам с перегретыми тормозами только способствует этому. Важно не забывать о том, что исправная тормозная система – это гарантия безопасности не только вашего автомобиля и ваша, но и всех остальных участников дорожного движения.